ЯПОНИЯ

 

ЯПОНИЯ

Основными мотивами японских татуировок



Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одной из теорий, японская татуировка "иридзуми" была заимствована у Китая, где она была известна еще в XI веке до н.э. По другой - татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 700 по 250 год до н. э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660-585 год до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение - на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи - ревностного конфуиианиа.


Впрочем, между этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.

Наиболее бросающаяся в глаза черта "японизма" в татуировке - это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов походила на композицию в форме "кимоно" либо "распахнутого плаща". Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней - заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:


# асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;
# введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;
# фигуративный характер ведущих мотивов;
# обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;
# заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом;
# использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтобы придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мыши. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;
# динамичная трактовка некоторых композиции (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш);
# заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов.



Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:


# хризантема - символ настойчивости и решительности;
# пион - символ богатства и успеха в жизни;
# цветок сакуры, у которой "лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина". Это символ проходящего времени и непрочности жизни;
# лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.



К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:

# дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;
# карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;
# тигра - символа бесстрашия.
#



Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотивы, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра "Кабуки" и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения "три четверти" и никогда - фронтально, что отвечало принятому в "укийо-е" принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.


Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка-комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется "хари" и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев - клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события.


Вся его работа делится на пять фаз, у каждой - своя специфика.

1. "Судзи"-на кожу наносится эскиз мотива и всей композиции при помощи черной туши или специального красителя.

2. "Отсуми" - инструментом с закрепленными на нем иглами выделяется и закрепляется контур рисунка.

3. "Бокаси" (оттенивание) - основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона.

4. "Тсуки-хари" ("тсуки"-пробивать, "хари"-связка иголок) - неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело.

5. "Хане-бари" ("хане"--отскок, "бари"-процесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. "Хане-бари" наиболее сложная в технике японской татуировки.



Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже - бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый.

Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинства, но и новый способ достижения экспрессии на сиене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки - как объекты искусства, которыми следует восхищаться. В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.

Период на рубеже ХVIII-ХIХ веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений.

Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки - "какуси-боро", выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности возлюбленному. Они полюбили "негативную татуировку" за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.

Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудзи - японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудзи как бы исключают себя из нормального мира и в то же время укрепляют свои связи в самой преступной группировке. Разница между "гражданской" и "преступной" татуировками значительна из-за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр. И все-таки находятся в Стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор не признают современных инструментов и пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы "укийо-е" или театра "Кабуки", завораживает европейцев.

Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображений. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хори-моно-художественной татуировки Страны восходящего солнца.


Создан 25 ноя 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Gl-stock-images-badge5 Фотобанк